Концертная версия
3 марта 2006 года
Премьера жанра ежегодного послания президента республики ее парламенту состоялась в 1998 году. Самым знаменательным было прошлогоднее, седьмое по счету послание, поскольку оно случилось в окружении всяческих необычных знамений. Это мероприятие (традиционно приходящееся на конец февраля - начало марта) в прошлом году оттягивалось до конца марта, заставляя гадать: не ждет ли президент, что новый договор с федеральным центром вот-вот будет принят, чтобы триумфально объявить об этом в самом начале своего послания-2005?..
Все разъяснилось даже более сенсационным образом, чем ожидалось. Задержка была вызвана тем, что Минтимер Шаймиев за год до окончания своего президентского срока первым из региональных глав обратился к Владимиру Путину с просьбой подтвердить его президентские полномочия. "Добро" из Москвы пришло в середине марта, а 25 марта Госсовет РТ утвердил предложенную Путиным кандидатуру Шаймиева на новый президентский срок и в тот же день выслушал от старого-нового президента послание-2005. В ходе своего выступления Минтимер Шаймиев выразил уверенность, что договор Татарстана с федеральным центром будет утвержден Москвой уже к июлю 2005 года.
Нынешнее послание-2006 будет обнародовано в строго канонический срок. (Утверждения договора, не состоявшегося в 2005-м, не приходится ожидать как минимум в ближайшее время, да и вообще вряд ли...). Это совершится с не принятой до сих пор помпезностью. Если до сих пор послание оглашалось в здании Госсовета просто как один из пунктов повестки парламентской сессии, то нынче оно - единственная причина сбора парламента в главном концертном зале республики. Присутствие многочисленной избранной публики усиливает ощущение, что послание президента, представлявшееся как инструкция прямого действия, за восемь прошедших лет трансформировалось в произведение шоу-культуры.
Зная окончательный диагноз, можно угадать признаки заболевания на старых рентгенограммах, казавшихся снимками практически здорового человека. Вот так же теперь, когда трансформация жанра президентского послания очевидна, легко убедиться, что точность прогнозов и директивность задач почти никогда не были сильной стороной этого жанра. Зато сильной стороной его была изобретательность формулировок, затемняющих смысл.
Если говорить о политических темах, то классическими следует признать пассажи из послания-2002, предшествовавшего изменению Конституции РТ. "Мы закрепили (в этих поправках. - М.Ю.) суверенный статус республики", - заявил с подачи своих спичрайтеров президент. На деле: в измененной Конституции осталось упоминание о суверенитете, но лишь вне пределов ведения Федерации и совместных полномочий Федерации и республики. Далее: "Сохраняется преемственность в части права собственности на недра". На деле: просто "земля, ее недра... используются и охраняются в РТ".
Интересно проследить в посланиях нескольких прошлых лет тему средней заработной платы в Татарстане.
Послание-2002: среднемесячная зарплата татарстанцев по итогам 2002 года должна составить не менее 3,9 тыс. рублей. На деле: к декабрю 2002-го она составляла 3,7 тысячи, по итогам года благодаря годовым бонусам - 3,8 тыс. рублей.
Послание-2003: средняя зарплата должна превысить 4,6 тыс. рублей. Снова не получилось: среднемесячная зарплата по итогам 2003-го - 4,5 тыс. рублей. Причем она не дотягивает не только до президентского задания, но и до среднероссийской зарплаты (в среднем по России зарплата выросла более чем на четверть, в Татарстане - на 18,8 процента).
И начиная с послания-2004 президент уже не дает конкретных заданий на год ни по размеру заработной платы, ни даже по процентам ее роста. Применен новый подход: говорится лишь об уже достигнутом в предыдущем году "приросте реальных денежных доходов населения" в размере 14,4 процента. Однако, применив этот же подход и в следующем послании-2005, президент вынужден констатировать: в 2004 году прирост реальных денежных доходов на душу населения сократился до 8,5 процента.
Отсюда вывод: если социалистическая методика всенародного одобрям-с`а все еще имеет успех, то методика централизованного директивного планирования - уже нет. Зато общие идеологические построения о "повышении", "усилении" и "применении современных подходов" одобрять легче легкого. Все равно что концерт послушать.
Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"